Зарубежные бизнес-школы вынуждены адаптировать под актуальные вызовы времени даже самые консервативные программы и методики.
«Классическое» бизнес-образование кажется чем-то незыблемым— здесь давно известные ихорошо зарекомендовавшие себя методики преподавания. Это впечатление обманчиво: бизнес-школы повсему миру активно адаптируются под новые запросы, вызванные проникновением вразличные сферы новых технологических решений, глобализацией, атакже стремлением корпораций повысить квалификацию своих сотрудников ипривить имновые компетенции.
Без автономного режима
Внаши дни большинство мировых бизнес-школ действуют при университетах, хотя ифункционируют как автономные структуры. Внекоторых странах они даже интегрированы вгосударственную систему.Так, воФранции наиболее престижные бизнес-школы входят всистему Grandes Écoles иработают под попечительством региональных палат коммерции.
Уавтономности есть как плюсы, так иминусы, иодна изтенденций— отказ бизнес-школ отсамостоятельности, слияние ихпрограмм суниверситетскими. Этот нацеленный надостижение синергии процесс выражается вросте числа двойных дипломов иобъединенных программ, когда преподавание ведется потаким специальностям,как, например, медицина, «большие данные», аналитика, дизайн, юриспруденция, инженерия.
Самое важное сейчас происходит настыке специальностей. «Классическое бизнес-образование дает базовые представления иразличные схемы, которые можно применить вработе,— говорит Никита Барков, консультант Boston Consulting Group.— Новсе зависит отумения пользоваться этим инструментарием. Например, вшколе ESADE (Барселона), где яизучал международный бизнес-менеджмент, основной курс невелик, азначительную часть обучения составляют элективы. Каждый электив— всегда кот вмешке: тыможешь оценить его полезность, лишь пообщавшись стеми, кто его прослушал. Если тщательно ис умом подбирать необходимые курсы, классическое бизнес-образование может быть крайне полезным».
Закономерно растет идоля технологически ориентированных программ— вчастности, программ MBA сакцентом на«большие данные». Например, сегодня уже 240 зарубежных школ включили всвой тест GMAT (его проходят перед приемом напрограмму MBA), задания потеме «больших данных».
Связь обучения спрактикой становится все более тесной идает возможность применять проектный подход. «У нас наМВА реализуется междисциплинарный групповой проект,— говорит Федор Федоров, директор помаркетингу иразвитию школы бизнеса МИРБИС.— Настарте программы слушатели штурмуют тему «новое вотрасли, точки роста, новые продукты, услуги, модификации, новые процессы/проекты внутри компании ит.д. Выбираются три-четыре самых интересных,или, как мыговорим, wow-проекта, создаются команды воглаве слидером, которые втечение года обучения готовят бизнес-план, финансовый имаркетинговые проекты. Назащите присутствуют преподаватели школы, выпускники, представители бизнес-инкубатора МИРБИС, так что самые интересные идеи могут получить вполне реальное продолжение».
Еще один тренд— увеличение числа людей старшего возраста, сопытом работы (порой многолетним), которые возвращаются вуниверситет, чтобы повысить квалификацию. Насмену концепции «обучения вуниверситете споследующей работой поспециальности» приходит концепция «обучения втечение всей жизни».
«Люди спешат овладеть новыми навыками, поскольку всовременном мире профессии набирают илиже, наоборот, утрачивают актуальность гораздо быстрее, чем раньше»,— говорит экс-директор департамента исследований иобразования вкомпании Mail.Ru Group Дмитрий Волошин. Такие дисциплины, как менеджмент, маркетинг, рекрутинг, постоянно развиваются, иочередное (с интервалом внесколько лет) прохождение курса— отличный способ познакомиться сактуальными подходами ибизнес-практиками, которые успели доказать свою состоятельность.
Впоисках глобальных решений
Свой отпечаток надеятельность бизнес-школ накладывает растущая мобильность студентов. Возможность выбирать учебные заведения нетолько всвоей стране, нои зарубежом приводит кусилению глобальной конкуренции. Общий объем инвестиций вобразовательные проекты повсему миру в2015–2016 годах составил $5,5 млрд. Около половины рынка образовательных услуг принадлежитСША, напятки наступают азиатские рынки, чей рост выражается сотнями процентов.
Однако инвестиции как таковые негарантируют качества ивлиятельности бизнес-школ. Одна излюбопытных тенденций последних лет— постепенное снижение авторитета бизнес-школСША, Японии иЮжной Кореи. Авот ихколлеги при западноевропейских университетах быстро набирают вес— впервой двадцатке Financial Times Global MBA Ranking 2015, например, оказалось целых восемь бизнес-школ изЗападной Европы.
Благодаря глобализации можно применять всвоей работе интернациональный опыт, посмотреть наситуацию снеожиданной стороны. «Самая востребованная сейчас программа среди руководителей высшего звена исобственников бизнеса— ExecutiveMBA,— говорит Федор Федоров.— Для усиления компетенций руководителей, более широкого понимания управленческих процессов МИРБИС приглашает слушателей-руководителей нанедельный интенсивный зарубежный модуль врамках международного консорциума Global EMBA. Это необычная стажировка, асеминары ивизиты вкомпании вгруппе слушателей Executive MBA издевяти различных стран ишкол бизнеса. Руководитель получает знания иопыт отзарубежных коллег, приобретает более широкий управленческий взгляд, аглавное— сталкивается снеким вызовом, нанеделю меняя привычную среду».
Практический смысл
Еще один важный тренд, связанный сновыми форматами,— активный синтез программ школы бизнеса икорпоративных университетов. Новые запросы состороны корпоративных заказчиков все чаще делают необходимым участие впрограмме обучения сотрудников компании внешних преподавателей иконсультантов, вданном случае— школ бизнеса. «Например, последние девять запросов вМИРБИС содержат четкие критерии: модули, выделенные именно для школы бизнеса, сопределенной тематикой, чаще всего— организационного поведения, построения системы мотивации ивознаграждения персонала, управления изменениями,— говорит Федоров.— Очень популярная фишка— финансы для нефинансистов, для HR-директоров, для директоров помаркетингу».
Зачастую компании заказывают для группы своих сотрудников индивидуальные программы. «Компания направляет наобучение отдесяти сотрудников, набазе МВА МИРБИС формируется индивидуальный план,— поясняет Федор Федоров.— Скажем, повышение квалификации до250 часов или переподготовка от250 часов ивыше, включая, например, стажировку». Это также своего рода корпоративная программа, нореализуемая набазе школы бизнеса.